Мы поможем Вам организовать
свою работу в условиях ВТО

Часто задаваемые вопросы

Задайте нам свой вопрос!


alt

После Всероссийской конференции в ТПП РФ, прошедшей 18.10.2012 г., от многих ее участников пришел вопрос: в связи с присоединением России к ВТО, каким отраслям отечественной промышленности, будет оказана господдержка, а каким нет?

alt

Для внесения ясности в понимание этого вопроса, мы публикуем обзор доклада, сделанного Минпромторгом России в Государственной Думе в июне 2012 года.

Вступление Российской Федерации в ВТО сложный и многостадийный процесс, который был начат еще в 1993 г. Динамично меняющиеся условия рынка требуют глубокого и тщательного анализа рисков и перспектив развития отраслей промышленности в условиях присоединения к ВТО.

В этой связи Минпромторгом России проведена работа по выявлению рисков, связанных с присоединением к ВТО, и оценки их потенциального влияния на отечественную промышленность.

Мы проанализировали ситуацию в каждой отдельной отрасли промышленности с учетом ее специфики и влияния условий присоединения к ВТО и подготовили предложения по корректировке или инициированию мер государственной поддержки.

Для адаптации отраслей промышленности к новым условиям учтена необходимость поддержки и развития конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей, работающих в наиболее уязвимых с точки зрения ценовой и качественной конкуренции секторах.

По результатам проведенной работы, Правительством был утвержден План действий, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО. Данный план предусматривает поэтапную реализацию комплекса мер содействия устойчивому развитию российской промышленности и ее выхода на новый уровень конкурентоспособности в условиях ВТО.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов выступил с докладом «Ратификация Протокола о присоединении России к ВТО» на парламентских слушаниях в Государственной Думе. В указанный комплекс мер Правительства включены различные виды господдержки - расширение и актуализация государственных стратегий развития отраслей промышленности; применение преференциальных механизмов госзакупок; субсидирование; проведение систематического мониторинга объемов импорта в целях применения предусмотренных правилами ВТО защитных мер.

Касаясь вопроса о мерах поддержки отраслей промышленности, необходимо отметить, что существующие нормы и правила ВТО позволяют продолжить уже реализуемые программы. Выполнение нами обязательств в рамках ВТО в отношении промышленных субсидий на практике может ограничить применение только тех субсидий, которые наиболее искажают торговлю и чрезмерно дискриминируют импортные товары на рынке.

Такие программы сейчас существуют в отношении производителей авиационной техники, судостроении и сельхозмашиностроении.

В настоящее время ведется работа по приведению таких субсидий в соответствие нормам и правилам ВТО, при сохранении основной цели таких программ – поддержки отечественных производителей.

При этом важно отметить, что механизмы государственной поддержки экспорта промышленной продукции, применяемые в настоящее время в Российской Федерации, нормам и правилам ВТО соответствуют и в существующем виде корректировки не требуют.

В продолжение данной темы необходимо сказать об обязательствах России по двум соглашениям, входящим в пакет соглашений ВТО.

Это Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам и Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС). Данные соглашения непосредственно влияют на механизмы поддержки отраслей промышленности и стимулирования инвестиций, поскольку ограничивают возможность дискриминации импортной продукции при предоставлении преференций национальным производителям и инвестировании в проекты на территории Российской Федерации.

Наиболее яркий пример, это промышленная сборка автомобилей на территории Российской Федерации, по условиям осуществления которой переговорной делегации удалось согласовать переходный период для уже реализуемых проектов до 2018 года.

Что касается вопросов регулирования внешней торговли товарами.

Значительная часть инструментов регулирования внешней торговли сохранится. Например, вопросы и условия применения мер нетарифного регулирования, антидемпинговых и других защитных мер уже достаточно давно инкорпорированы в национальное законодательство, а теперь и в соглашения Таможенного союза. Они полностью соответствуют нормам ВТО.

Что касается вопросов таможенно-тарифного регулирования и наших обязательств по связыванию уровня ставок ввозных таможенных пошлин хочу отметить следующее.

Оперирование понятием средневзвешенного уровня ставок ввозных таможенных пошлин не дает объективной картины влияния предстоящего снижения ставок по отдельным чувствительным с точки зрения развития промышленности товарам.

В отдельных отраслях обязательства Российской Федерации при вступлении в ВТО потребуют достаточно активных совместных действий Правительства Российской Федерации и законодателей в целях поддержки устойчивого развития национальной промышленности.

Так, например, в автомобильной промышленности активное развитие в последние годы было достигнуто в немалой степени за счет введения высоких ставок ввозного таможенного тарифа и применения ряда мер государственной поддержки. Необходимо сохранить этот позитивный тренд, для чего нами разработаны следующие меры.

Первый блок мер предусматривает реализацию системных мероприятий, включающих в себя введение специальных утилизационных сборов на автотранспортные средства, впервые выпускаемые в свободное обращение, ограничение предельных сроков эксплуатации транспортных средств определенной категории (справочно: легкие, средние и тяжелые грузовики, автобусы, прицепы и возможно легковые автомобили-такси) установление дифференцированных ставок ОСАГО в зависимости от возраста автотранспортного средства, установление дифференцированных ставок транспортного налога и так далее.

Второй блок мер направлен на поддержание инвестиционной привлекательности для действующих проектов в отрасли и завершение ее технического перевооружения. Это, продление срока нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность (вне зависимости от ограничений установленных нормами ВТО), компенсация стоимости ж/д перевозок на расстояние более 3000 км,а также применение механизмов госзакупок для автомобильной и специальной техники, произведенной на территории ЕЭП.

Следующий пример, о котором хотелось бы сегодня сказать, это лесная и легкая промышленность.

Предприятия данных отраслей будут в значительной степени подвержены негативному влиянию агрессивной ценовой конкуренции с импортными товарами ввиду ощутимого снижения тарифной защиты.

Для компенсации этого воздействия, а также в целях повышения конкурентоспособности российской продукции и сохранения инвестиционной привлекательности перерабатывающих предприятий также разработан комплекс мер поддержки.

Данные меры включают в себя, в том числе, предоставление субсидий из бюджета на сезонную закупку сырья и материалов, на осуществление технического перевооружения, модернизацию правил государственных закупок, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности.

Это только отдельные, наиболее острые вопросы, о которых хотелось сегодня упомянуть. Как уже отмечалось ранее, соответствующие меры поддержки предложены и в настоящее время реализуются и в других отраслях промышленности.

Касательно «плюсов», которые мы видим при вступлении в ВТО.

Практически в каждой развитой отрасли промышленности существуют компании или подразделения крупных концернов, ориентированные на экспорт существенной части производимой продукции.

Они получат существенные выгоды от присоединения России к ВТО и либерализации условий внешней торговли, появления возможности оспорить дискриминационные барьеры, действующие в настоящее время в отношении их товаров за границей.

В качестве примера можно привести антидемпинговые меры, примененные в отношении российской продукции с использованием «газовых корректировок», ограничения в отношении трубной и другой металлургической продукции, химических удобрений в Европейском союзе, США и ряде других стран.

Минпромторг намерен на постоянной основе отслеживать ситуацию в отраслях промышленности в целях своевременной корректировки и инициирования новых актуальных мер поддержки.

Источник: Минпромторг России рассказал ГосДуме о ВТО.


alt

Как изменятся условия работы Вашего предприятия после вступления России в ВТО? Как построить бизнес модель работы предприятия в новых условиях?

alt

Вопрос будущего промышленных предприятий после вступления России в ВТО становится, без преувеличения, вопросом выживания. Несмотря на это, лишь немногие производители провели для себя комплексный анализ последствий вступления в ВТО и выработали стратегию развития в новых условиях. Конечно, пройдет еще некоторое время до того момента, когда ситуация начнет ощутимо меняться, и бизнес-среда осознает все проблемы и возможности, которые предоставляет ВТО. Но каждый потерянный день в такой ситуации может оказаться решающим! Поэтому, гораздо осмотрительнее уже сегодня действовать по принципу: «Предупрежден, значит вооружен!». В этих целях, мы предлагаем Вам услугу Комплексный анализ и стратегическое планирование.


alt

Как организовать работу на внешних рынках, не попадая под дискриминационные условия?

alt

Право ВТО помогает экспортерам бороться с дискриминацией на чужих рынках. Так, в случае, если страна-импортер предоставляет преференции зарубежным экспортерам выборочно, либо только отечественным производителям такого же товара, то с данной дискриминацией можно бороться, подав иск в ВТО. Как правило, после подачи иска стороны приходят к взаимопониманию путем переговоров.

Кроме того, развитые индустриальные страны (ЕС, США, Австралия, Канада) заградили свои рынки, вводя антидемпинговые и другие пошлины против товаров, произведенных в РФ. Вступление России в ВТО позволяет экспортерам обращаться за пересмотром таких мер. В результате подачи заявления в ВТО и пересмотра заградительных пошлин, вполне возможно добиться их существенного снижения или отмены.

См. страницу Продвижение экспорта и защита экспортеров.


alt

Каким образом нужно организовать свою защиту в торговых спорах?

alt

Механизм разрешения споров в рамках ВТО — «центральный элемент в деле обеспечения безопасности и предсказуемости многосторонней торговой системы».

В системе ГАТТ механизм разрешения споров имел несколько очевидных недостатков: вердикты Органа по разрешению споров выносились на основе консенсуса, что давало возможность проигравшей стороне блокировать утверждение отчета Группы экспертов; не было четко установленных сроков разрешения споров; не существовало детальной процедуры разрешения споров; не было возможности «проверки» отчетов на юридические ошибки и их последующего исправления.

В эпоху ВТО значительная часть вышеперечисленных недостатков была исправлена​​, и механизм стал больше напоминать общеправовой. Именно поэтому Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров, прилагаемую к Соглашению об учреждении ВТО, постоянно выделяют как одно из главных, если не самое главное, достижение Уругвайского раунда переговоров.

См. страницу Торговые переговоры, медиация и разрешение торговых споров.


alt

Какие новые препятствия могут возникнуть у российских компаний в связи с расширением международного сотрудничества?

alt

Технические нормы и индустриальные стандарты для разных стран имеют свои особенности. При наличии слишком большого количества расхождений в таких стандартах возникают проблемы для производителей и экспортеров. Если стандарты не унифицированы, они могут использоваться отдельными странами как оправдание протекционизма и препятствий в торговле.

В Соглашении по техническим барьерам в торговле предусмотрены все необходимые шаги для того, чтобы нормы, стандарты, процедуры тестирования и сертификации не создавали ненужных препятствий.

См. страницу Торговые переговоры, медиация и разрешение торговых споров.


alt

Как защититься от «обвального» наплыва импорта по определенной группе товаров?

alt

В случае резкого роста импорта определенного товара и угрозы нанесения ущерба промышленности, ВТО позволяет производителям обратиться в свое правительство для проведения расследования и введения дополнительных пошлин на «нахлынувший» товар. В результате таких действий производитель получает защиту в виде «заградительных» пошлин для восстановления своего экономического благосостояния. Более того, введение пошлин возможно уже 2 месяца после начала расследования.

Дополнительно, в случае недобросовестного поведения иностранного экспортера – например, при продаже товара в РФ по цене ниже себестоимости, либо ниже стоимости продаж у себя на национальном рынке, либо при получении иностранным производителем экспортной субсидии — также возможна инициация расследования и введение пошлин.