Рекомендации Всероссийской конференции «ВТО и Россия. Прогнозы, риски, практические рекомендации для бизнеса»

18 октября 2012 г, Конгресс-центр ТПП РФ, г. Москва


Присоединение России к ВТО является стратегическим государственным решением. В долгосрочной перспективе ВТО дает существенные преимущества российской социально-экономической системе. Во-первых, присоединение России к ВТО, безусловно, является благом для граждан как для потребителей, так как существенно увеличивается выбор товаров и услуг все более качественных и все более доступных по ценам. Во-вторых, присоединение России к ВТО следует расценивать как благо и для отечественных производителей, так как новые макроэкономические условия являются мощным стимулом к интенсивному развитию предприятий на фоне возрастающей конкуренции с иностранными производителями; но самое главное – новые условия «равных прав производителей всех стран-членов ВТО применительно ко всем рынкам стран-членов ВТО» являются хорошей мотивацией к расширению производства для сбыта продукции на зарубежных рынках. В краткосрочной перспективе возможны экономические сложности, связанные с обострением конкурентной борьбы на отечественном рынке, возможны отдельные локальные кризисные явления, связанные с ухудшением экономического положения неконкурентоспособных предприятий, и, соответственно, активизацией социальной и территориальной мобильности населения: необходимостью приобретения новых профессиональных навыков, поиска новых мест работы и жительства. Таким образом, присоединение России к ВТО ставит общенациональную задачу повышения конкурентоспособности на всех уровнях – на уровне специалистов, на уровне предприятий, на уровне регионов!


1. Информирование и образование по вопросам ВТО

Конференция отмечает:
Многие руководители предприятий, предприниматели, специалисты компаний, а также государственные и муниципальные служащие пока еще не столкнулись с «практической необходимостью» ознакомиться с правилами ВТО. Действительно, правила ВТО пока еще не приняли обязательный характер в полном объеме – пока все еще сохраняется «режим защиты национального производителя» (за счет повышенных заградительных таможенных пошлин, системы налогов и дотаций, правового режима и пр.), но это лишь на переходный период (от 2 до 7 лет в зависимости от отрасли экономики). Однако из-за незнания и связанного с этим бездействия есть опасность, что время переходного периода может быть упущено безвозвратно. Времени на адаптацию к условиям ВТО остается мало. В случае промедления с подготовкой к предстоящим изменениям российские предприятия, а также целые территории, моногорода, зависимые от градообразующих предприятий, столкнутся с высоким уровнем международной торговой конкуренции в рамках достаточно жестких норм международного права, и не смогут в полной мере воспользоваться новыми благоприятными возможностями для выхода на открытый международный рынок.

В связи с этим, конференция рекомендует:
Руководителям субъектов Российской Федерации, руководителям органов местного самоуправления, профессионально-общественным организациям, научным и учебным организациям: уделить вопросам информирования, повышения квалификации и образования по теме ВТО должное внимание. А именно:

  • проводить широкую разъяснительную работу о принципах ВТО; об основных рисках и возможностях, связанных с ВТО; о рекомендациях по повышению конкурентоспособности территорий, предприятий, специалистов;
  • совершенствовать программы повышения квалификации, связанные с производственной деятельностью, включив в них: изучение принципов и норм ВТО, описание предстоящих изменений макроэкономических условий, способы повышения конкурентоспособности предприятий, основные принципы международного торгового права, обзор арбитражной судебной практики решения международных торговых споров, принципы международного делового этикета;
  • приглашать и направлять на обучение по теме ВТО руководителей предприятий, организаторов производства, специалистов по производству и сбыту продукции, государственных и муниципальных служащих.

2. Качество продукции, эффективность производства, конкурентоспособность предприятий

Конференция отмечает:
Серьезными проблемами отечественной экономики являются: с одной стороны – невысокий уровень качества продукции, с другой стороны – недостаточная экономическая эффективность производства, что более серьезно – отсутствие у большинства предприятий желания менять привычный сложивший стиль деятельности. Пока еще велика доля предприятий, которые формально считаются прошедшими сертификацию по системе менеджмента качества, но на самом деле серьезно проблемами качества не занимающихся, в то время как в обостряющейся международной конкурентной борьбе смогут выстоять и устойчиво развиваться лишь те предприятия, которые не формально (на бумаге), а реально (на практике) применяют передовые методы управления и организации производства. Предприятия, выпускающие некачественную продукцию и имеющие недостаточно экономически эффективное производство, а также медлящие с решением о перевооружении и развитии, подвергают себя серьезной опасности быть сметенными надвигающейся волной более качественных и более дешевых импортных товаров и услуг.

В связи с этим, конференция рекомендует:
Руководителям субъектов Российской Федерации, руководителям органов местного самоуправления, профессионально-общественным организациям – содействовать внедрению, а руководителям производственных предприятий – внедрять передовые методы организации производства (такие как «Система менеджмента качества» – ИСО 9000, «20 ключей»), а также передовые методы управления, соответствующие высоким уровням зрелости управления (процессное управление, управление по целям и показателям, инновационное управление).


3. Национальная промышленная политика

Конференция отмечает:
Основное макроэкономическое стратегическое преимущество для России от вступления России в ВТО – это возможность расширения экспорта российских товаров, что возможно только в условиях развитого конкурентоспособного национального производства.

Конференция поддерживает инициативу Государственной Думы по возобновлению работы над законопроектом «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» (№ 98281-5, рег. от 11.09.2008), что особенно актуально в связи с присоединением России к ВТО.


4. Организационные решения конференции

Конференция отмечает:
Предметы обсуждения конференции «ВТО и Россия. Прогнозы, риски, практические рекомендации для бизнеса» вызвали большой интерес у участников конференции. От спикеров и участников конференции прозвучало много вопросов и практических предложений в контексте присоединения России к ВТО (такие как: «о налоговом климате», «об инвестиционном климате», «о доступности кредитов», «о профессионально-техническом и специальном образовании», «о концепции мобильности», «об инфраструктурном обеспечении развития национального производственного потенциала» и др.), требующих решения и работы на регулярной основе.

В связи с этим, конференция рекомендует:

  • опубликовать Рекомендации конференции на сайтах ТПП РФ, ВОК, МЦСБ;
  • направить Рекомендации конференции в адрес Государственной Думы РФ, руководителям отраслевых федеральных органов исполнительной власти, руководителям субъектов Российской Федерации, руководителям производственных предприятий – членам ТПП;
  • участникам конференции и всем заинтересованным лицам – взаимодействовать с организаторами конференции по спектру обсуждаемых на конференции вопросов;
  • оргкомитету конференции – организовать проведение очередной конференции «ВТО и Россия» в феврале 2013 года, расширив спектр обсуждаемых вопросов за счет секционных заседаний.